Site Loader

Кому эта статья точно понравится, так это любителям видеоигр, потому что сегодня мы с вами рассмотрим одну из корпораций лидеров игровой индустрии. Речь идет о компании, которая подарила геймерам такие культовые игры как call of duty, warcraft и diablo да это activision blizzard.

Справка о компании

Activision blizzard работает в секторе разработки видеоигр и развлекательного контента для консолей, пк и мобильных устройств. Также компания занимается организацией спортивных состязаний. 

По уровню капитализации она занимает одну из лидирующих позиций в своем сегменте. Акции компании в США торгуются на бирже nasdaq, а российским инвесторам они доступны на обеих главных площадках страны — это Спб и Мосбиржи. 

Прежде чем переходить к изучению особенностей бизнеса компании давайте мы с вами вспомним основные вехи ее истории.

Эпоха слияний и поглощений

Сегодняшняя activision blizzard образовалась через слияние нескольких крупных компаний из игровой индустрии. Началось все довольно давно. Создание в 1979 году компанией activision young. Она разрабатывала игры для никогда мега популярной видео приставки atari, но на рынке игровых приставок в какой-то момент начался спад и в это трудное время компания пыталась выпускать то игры для пк, то офисный софт. Ещё сменила руководство и даже свое название. Но все было напрасно, продукты проваливались, долги росли, банкротство становилась все ближе. Но 1990 году черная полоса закончилась, у руля компании встал Бобби Котик, который вернул ей название activision и игровую специализацию. Провел реорганизацию и даже уладил проблемы с долгами. В 2008 году произошло слияние activision и vivendi games, которая в свою очередь владела blizzard entertainment, объединенная компания и получила название activision blizzard. В конце 2015-го года компания сделала ещё одно крупное приобретение, она купила компанию king digital entertainment — это создатель популярный кросс-платформенной игры Candy Crush

Акции activision blizzard пережили серьезную волатильность в конце 2018 года, когда всего за несколько месяцев они упали на 50 процентов и для этого было несколько причин: это ухудшение финансовых показателей, неудачные игровые релизы и уход президента Майкла Морхейма, который проработал в компании целых 27 лет. 

Но зато акции показали хороший рост в конце 2020 года — начале 2021, в феврале они превысили отметку в 100 долларов — это ралли было связано с сильными результатами компании в условиях пандемии, когда вырос спрос на социально дистанцированные развлечения, в том числе и на видеоигры. 

Но по мере снятия карантинных ограничений этот эффект пошел на спад и сектор стал постепенно остывать и мы видим что котировки activision blizzard вернулись под отметку 100 долларов.

Конечно, многих волнует вопрос куда дальше? Последние пару лет activision blizzard привлекает внимание не только своими продуктами, сколько громкими скандалами, так: совсем недавно в июле департамент по защите трудовых прав штата калифорния, где компании базируется подал к vision blizzard судебный иск. 

Что происходит? Компания обвиняется в поддержании корпоративной культуры ведущий к сексуальным домогательствам и дискриминации женщин. Этому иску предшествовало расследование, которое длилось целых два года и в ходе этого расследования было выявлено множество грязных инцидентов. В иске даже описывается случай, когда сотрудница покончила с собой на почве домогательств со стороны начальства. 

В activision blizzard все обвинения, конечно же, отвергли. 28 июля у главного офиса компании прошла акция протеста против гендерной дискриминации. Более 3000 сотрудников подписали письмо руководству, где они требуют разобраться в ситуации. После этого компания объявила об отставке президента Джея Брэка и пообещала сделать activision blizzard безопасным и гостеприимным местом для всех своих сотрудников. При этом место президента заняли сразу два соруководитель а Джен О’нил и Майк Ибарра бывший вице-президент Xbox.

История с иском оказала на акции компании влияние, мы видим что они скатились в район 80 долларов, но впрочем несмотря на скандалы за последние пять лет котировки выросли вдвое, почти вровень с индексом S&P 500. 

Структура бизнеса

В структуре компании три основных подразделений: activision, blizzard и king. 

Activision в основном занимается выпуском видеоигр для игровых консолей и ключевой продукт этого подразделения знаменитая франшиза call of duty.

Подразделение blizzard. Оно фокусируется на разработке развлекательного контента для персональных компьютеров. Им созданы такие культовые игры как world of warcraft, diablo, overwatch.

Третье подразделение — king. Главным образом ориентировано на создание игр для мобильных устройств.

Это разделение бизнеса на три сегмента становится на самом деле все более условным и дело здесь в том, что компания в последнее время стремится создавать кроссплатформенные игровые вселенные, которые будут одновременно доступны на всех платформах: на консолях, на пк и на мобильных устройствах. 

В структуре выручки компании самую большую долю 40 процентов занимает сейчас сегмент Activision, примерно треть продаж приходится на направление king и около четверти приходится на blizzard. 

С точки зрения географии более половины дохода компании приносит американский пользователь, ещё около 30 процентов приходится на европу, ближний восток и африку. На азиатско-тихоокеанский регион приходится вообще всего лишь порядка десяти процентов выручки компании. 

Теперь внимательнее посмотрим на операционные и финансовые показатели activision blizzard, попробуем там найти указания куда могут пойти бумаги.

Финансовые показатели

Начнем с такого ключевого операционного показателя как среднее количество активных пользователей в месяц. С четвертого квартала 2019 года оно держится в диапазоне 400- 450 миллионов. Но нужно сделать небольшое пояснение: дело в том, что учёт пользователей каждого типа устройств в компании ведется отдельно, то есть если один и тот же человек пользуется игрушками компании и на мобильном телефоне и на компьютере, его посчитают как двух клиентов, то есть реально уникальных пользователей у компании несколько меньше, чем она сообщает в своих отчетах. Такой любопытный нюанс. Если говорить об отдельных направлениях, то тут дела с пользователями обстоят следующим образом: в сегменте activision число активных клиентов растет, в сегменте King — стагнирует, но вот в сегменте Blizzard, к сожалению, падает. 

В 2017 Blizzard мог похвастаться 40 миллионами активных игроков, а сейчас их всего лишь 26 миллионов.

Вслед за уменьшением числа клиентов выручка в сегменте Blizzard тоже снижается, а быстрее всего выручка растет в сегменте мобильных устройств. Очевидно, что компания всё более фокусируется на этом направлении.

Общая выручка компании тоже уверенно растёт. За последние 10 лет она увеличилась почти вдвое, но резкие взлеты доходов в 2016 и 2020 году были связаны с разовыми событиями. В первом случае с покупкой King Digital, а во втором — с влиянием пандемии, как вы понимаете. 

Если мы с вами посмотрим на долговую нагрузку, то тут у акционеров причин для переживаний, к счастью, нет. Компания имеет чистую денежную позицию в размере 5,6 миллиардов долларов. Переводя с финансового языка на человеческий, это означает, что запас денег на счетах компании превышает размер ее долга. Причём с 2017 эта чистая позиция из года в год растёт. 

Судя по рассмотренным показателям дела у компании сейчас в целом идут неплохо, но тут есть другой вопрос: каковы перспективы ее бизнеса в будущем? И вот, чтобы их оценить, давайте мы с вами рассмотрим перспективу всей отрасли, в которой компания работает.

Ситуация в отрасли

Итак, объём мирового рынка видеоигр в этом году оценивается примерно в 176 миллиардов долларов. Это на 1% меньше уровня прошлого года. Но эксперты прогнозируют, что отрасль довольно быстро оправиться от небольшого спада и в ближайшие годы будет расти в среднем на 8,7% в год.

Если так и будет, то в 2024 году игровой рынок достигнет размеров в 220 миллиардов долларов. Наиболее активный рост ожидается именно в мобильном сегменте, более умеренный — в сегментах игр для консолей и ПК. По предварительным оценкам этого года доля мобильных устройств превысит 50% от общего объема рынка. Она составит 90 миллиардов долларов. На Азиатско-Тихоокеанский регион в этом году будет приходиться около половины мировых продаж видеоигр, на Северную Америку еще четверть, но в дальнейшем доли этих регионов будут постепенно сокращаться, потому что рынки Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки будут расти темпами опережающими.

Ещё одна очень важная тенденция в развитии игровой индустрии. Компании отрасли начинают вкладывать деньги не только непосредственно в разработку видеоигр, но и в приобретение студии, развития киберспорта и проведение игровых мероприятий. Кстати, Activision Blizzard на рынке киберспорта занимает позиции лидирующие. Её доля там превышает 20%. 

Теперь, когда ситуация в отрасли нам с вами более или менее понятна, давайте-ка мы посмотрим с кем Activision Blizzard приходится конкурировать на этом в интересном рынке.

Конкуренты

Конечно, Activision Blizzard сталкивается на рынке с производителями игровых приставок Microsoft, Sony и Nintendo, потому что они тоже выпускают игры для собственных платформ. Но основные конкуренты компании — это всё-таки независимые разработчики видеоигр. Это компании Electronic Arts и Take-Two Interactive Software. С ними и сравним Activision Blizzard по ключевым мультипликаторам. 

Начнём с коэффициентов P/E, P/S И EV/Ebitda. Они дают нам оценку компании на основе её финансовых результатов и рыночной стоимости. По этим показателям Activision Blizzard обгоняет Electronic Arts и идёт буквально ноздря в ноздрю с Take-Two.

Коэффициент чистый долг/Ebitda у всех трёх компаний в отрицательной зоне. И это означает, что у каждой из них на счетах достаточно денег, чтобы хоть сейчас полностью все долги погасить. Но зато по рентабельности Activision Blizzard своих конкурентов опережает. Таким образом, по мультипликаторам Activision Blizzard выглядит привлекательнее своих конкурентов. Это, конечно, аргумент в пользу акции этой компании, но однако не самый решающий. Не будем спешить и оценим основные преимущества и недостатки компании в целом.

На что нам стоит с вами в первую очередь обратить внимание? Бесспорно, Activision Blizzard работает на рынке очень перспективном. И особенно интересно тут выглядит разработка кроссплатформенных продуктов и развития киберспортивных лиг. На подходе у компании при этом целый ряд новинок. В этом году запланирован перевыпуск легендарной игры Diablo — Diablo II. Она выйдет на ПК и консолях. Мобильная Diablo Immortal должна выйти в первой половине следующего года. Кроме этого, студия заявляет, что она добилась серьёзного прогресса Overwatch 2 и Diablo IV. Их релизы тоже могут состояться в 2022 году.

Но и негатив со счетов не можем сбрасывать. Если говорить об отрасли в целом, инвесторов пугают последние действия Китайского правительства. Я напомню, в Китае усиливается регулирование IT-отрасли, включая и игровой сектор. К счастью для Activision Blizzard, как мы с вами уже поняли, рынок КНР не является основным. На него приходится не больше 5% продаж компании, но и без Китая у компании сейчас предостаточно проблем: тут и судебные иски, и падение числа пользователей в отдельных сегментах, и остывание сектора после пандемии. Добавим ещё уход части сотрудников, а это уже риск переноса сроков выхода новых продуктов. Особенно беспокоит история с исками. Да, компания пытается ситуацию поправить, но чем закончится вся эта история довольно трудно прогнозировать.

Подводя итог, на данный момент мы не находим убедительных аргументов, чтобы однозначно рекомендовать акции Activision Blizzard для долгосрочных вложений по текущей цене. Ну, впрочем не забывайте: всё сказанное не является инвестиционной рекомендацией. Решение стоит инвестировать или нет, конечно же, принимаете только вы.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Автор поста: Ren

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *